KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

В отношении деятельности спецслужб государств Ближнего Востока

13.10.2016

В современном понимании безопасность это одна из качественных характеристик конкретного исторического социума, существующего в определенных пространственных, временных, географических условиях, составными элементами которого являются личность, общество и государство.

Основными параметрами безопасности выступают: защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства и самого их существования, устойчивость основ устройства страны, наличие необходимого потенциала защиты страны от внутренних и внешних угроз.

Эти функции и выполняют специальные службы, под которыми принято понимать государственные органы, созданные и действующие в интересах защиты национальных интересов и безопасности как внутри страны, так и на международной арене.

В странах арабского Востока существует два вида специальных служб («мухабарат») – «гражданские» и «военные». Учитывая политическую ситуацию в регионе, каждая, выполняя свои задачи, играет определенную роль не только в жизнедеятельности самостоятельного государства, но и на региональном уровне.

Службы военной разведки осуществляют сбор информации военного характера заграницей.

Службы безопасности («гражданские») занимаются преимущественно защитой существующего в стране режима и политическим контролем, так называемыми «внутренними проблемами». Причины этого связаны с постоянно наблюдаемыми в арабских странах «дворцовыми» заговорами, мятежами, государственными переворотами и революциями, нередко организованными близкими родственниками того или иного правителя. Однако с учетом источника угроз, их деятельность в последние годы заметно расширяется. Так, в случае необходимости, они проводят операции за пределами страны с целью нейтрализации противников режима.

Главная задача контрразведки – помешать противнику (как внутри страны, так и за ее пределами) получить доступ к государственным секретам, что способно нанести ущерб национальным интересам. Для этого используются самые различные средства – проверка кандидатов на государственные посты, официальная и тайная цензура, надзор за различными кругами и группами, в которых может вестись какая-либо подпольная антиправительственная деятельность. Сотрудники спецслужб или агенты внедряются в эти структуры с целью сбора информации, выявления лиц, представляющих опасность режиму.

Кроме того, спецслужбы всегда использовались, как острейшее средство внутрипартийной борьбы, становясь тайным безжалостным орудием расправы в руках лидеров, находящихся у власти.

Таким образом, арабские спецслужбы являются не только инструментом поддержки режимов и обеспечения национальной безопасности, но и орудием влияния на политическую жизнь этих государств. К тому же опасность, исходящая от внешних сил, а в последнее время и возникновение угроз геополитического характера, вынуждает ужесточать контрразведывательный режим.

Следует отметить, что до провозглашения 15-го мая 1948 года государства Израиль арабские страны в структуре своих спецслужб не имели внешней разведки.

В Египте ведущую роль играют «гражданские» спецслужбы. Неудивительно, что в 1967 и 1970 годах руководители именно этих спецслужб участвовали в заговорах против режима. Их же коллеги из военной разведки не только сохранили лояльность правительству, но и продемонстрировали свою поддержку властям.

Египетские спецслужбы включают в себя: Службу общей разведки  («Мухабарат аль-Амма»), Военную разведку «(Мухабарат аль-Харбия»), Главное управление расследований госбезопасности («Мухабарат ад-Дауля»), Службу госбезопасности («Джигаз Амн ад-Дауля»).

Египетские спецслужбы уделяют большое внимание спецслужбам Израиля и Саудовской Аравии (Каир считает Эр-Рияд одним из главных геополитических и региональных соперников). Партнерские отношения поддерживаются с большинством спецслужб государств Ближнего Востока, а также странами ЕС, США и Россией.

В сферу ответственности спецслужб входит: внешняя разведка, контрразведка, обеспечение личной безопасности президента и первых лиц государства и обеспечение политической и экономической безопасности.

Сирия в столь тонком деле, как спецслужбы, всегда опиралась на помощь более старших коллег. Возглавивший в 2000 году страну Башар Асад традициям также не изменил.

Этой традиции поиска «учителя» уже более полувека. Причем, первыми в этой роли побывали специалисты из нацисткой SS. Считается, что основателем и «отцом» сирийских спецслужб был нацист Алоиз Брюннер, бежавший в Сирию (три раза приговорен к смерти французским судом, преследовался израильскими спецслужбами. По некоторым данным, до октября 1991 года жил в сирийской столице, а потом его перевезли в город Латакию, где он умер в 1996 году).

Вторым «учителем» для спецслужб Сирии стал Египет. В феврале 1958 года две страны объединились под названием Объединенной Арабской Республики (ОАР). В таком качестве Сирия существовала до 1961 года.

До создания ОАР спецслужбы Сирии включали в себя Второе бюро (в составе армии), Управление общей безопасности (в МВД) и Управление общей разведки. В результате объединения с Египтом Второе бюро перешло под контроль египетской военной разведки, Управление общей безопасности превратилось в подразделение Директората секретных служб Египта, а Управление общей разведки было переименовано в Специальное бюро, которое должно было осуществлять наиболее деликатные операции.

До последнего времени (2010-2011 годы) в Сирии было четыре спецслужбы. Все они находились непосредственно под контролем президента и обладали перекрывающими друг друга функциями, так что режим не зависел ни от одной из них. При этом внутри каждой службы начальники различных отделов часто напрямую были подчинены президенту, а не своему прямому директору.

Управление политической безопасности (УПБ) занималось выявлением подпольной политической деятельности, направленной против интересов режима. В его функции входило наблюдение и надзор за диссидентами, а также за деятельностью иностранцев, находящихся в стране, и их контактами с местными жителями. Осуществлялся контроль за печатными изданиями и аудио-видеопродукцией.

Главное управление безопасности (ГУБ) – основная гражданская разведывательная служба Сирии. Состояла из трех отделов.

Отдел внутренней безопасности занимался надзором за населением страны (функция аналогична УПБ). Глава внутренней безопасности ГУБ являлся политическим советником Башара Асада.

Другие два отдела ГУБ занимались осуществлением внешней безопасности (подобно ЦРУ). Это отдел по делам Палестины, который осуществлял контроль за деятельностью групп палестинцев в Сирии и Ливане. И отдел внешней безопасности.

Военная разведка. Формально она отвечала за обычный круг военных операций. Однако эта служба также занималась предоставлением военной и материально-технической помощи палестинцам, ливанцам и турецким экстремистским группам. По данным западных СМИ, она осуществляла контроль, а часто и теракты в отношении диссидентов за границей.

Официальных государственных спецслужб у Ливана три — Главное управление общей безопасности («Амн аль-Амн»), Управление государственной безопасности («Амн ад-Дауля») и Военная разведка («Мухабарат аскария»). Плюс министерство внутренних дел, жандармерия и силы внутренней безопасности, выполняющие полицейские функции.

Ливан — многоконфессиональное государство, где живут христиане (католики и православные) и мусульмане (шииты, сунниты и друзы). Поэтому в стране существует принцип конфессионального представительства во властных структурах. Президент является христианином, премьер-министр — суннитом, а спикер парламента — шиитом. Тот же принцип при назначении на должность существует и в спецслужбах.

Однако, кроме вероисповедания, есть еще партийный принцип распределения портфелей. Партия «Амаль» (ранее боевая организация, как и «Хезболлах», ныне встроилась в государственную систему власти, распустив собственные спецслужбы) получила возможность назначать своих людей в руководство спецслужб страны.

Впрочем, и это еще не все. Отношения между государственными спецслужбами и коллегами из «Хезболлах» не являются внутренним делом Ливана. «Хезболлах» предоставлена свобода действий в Южном Ливане в результате трехсторонних договоренностей Ливана, Ирана и Сирии, так как «Хезболлах» несет основную тяжесть противостояния с Израилем. В результате каждый конфликт, который может возникнуть между властями страны и «Хезболлах», будет иметь не внутренний, а региональный характер.

В Иордании «гражданские» спецслужбы имеют приоритет над военной разведкой, поскольку армия, являясь опорой режима, представляет потенциальную угрозу королевской семье. Во многих имевших место заговорах, военные всегда были главными действующими лицами.

Служба общей разведки (СОР) Иордании («Мухабарат аль-Амма») является наиболее мощной спецслужбой и обеспечивает стабильность хашимитского режима. Выполняя функции внешней разведки и контрразведки, обладает неограниченными полномочиями (отслеживает деятельность иностранных спецслужб, террористических и оппозиционных организаций, а также проявления антигосударственного характера). Отбор сотрудников проводится с учетом интеллектуальных показателей, происхождения и преданности режиму. Обладает современной технической базой, благодаря чему зарекомендовала себя как весьма эффективная спецслужба, контролирующая все сферы общественно-политической жизни в стране.

В прошлом СОР уделяла первостепенное внимание палестинским организациям. В последние годы их место заняли исламистские группировки в Сирии. Активно работает в арабских странах, Европе, России и странах Центральной Азии.

СОР также обеспечивает безопасность иорданских посольств за рубежом и охраняет важные государственные объекты внутри страны.

Последние тридцать лет спецслужбы Саудовской Аравии по самым разным причинам оказывались участниками важных мировых событий. Им отводилась узловая роль в организации моджахедского движения в Афганистане в 80-х годах, в 90-х годах они близко контактировали с движением Талибан, в конце прошлого века все чаще упоминались в качестве центрального игрока в организации экспорта арабских наемников, в том числе в Чечню.

Служба общей разведки королевства Саудовской Аравии (СОР КСА) – по арабски «Истихбарат аль-Амма» — представляет собой одну из самых засекреченных разведок исламского мира. Она была создана во второй половине 50-х годов. Важную роль в ее формировании и подготовке кадров сыграли инструкторы ЦРУ.

На начальном этапе главная задача СОР заключалась в нейтрализации подрывной деятельности арабских государств, особенно Ирака и Египта, направленной на свержение монархии и поддержку левой оппозиции. Первостепенное внимание уделялось Каиру — главному противнику Эр-Рияда на внутриарабской арене.

В середине 70-х годов разведка Саудовской Аравии заметно укрепляет сотрудничество со спецслужбами США и Франции. Совместно с ними разрабатывает глобальную доктрину нейтрализации советского присутствия в мусульманских странах. С этой целью в 1976 г. формируется так называемый «Сафари-клуб», в который вошли разведслужбы Эр-Рияда, Тегерана, Каира и Рабата. Во многих регионах Азии и Африки их деятельность направлена на создание или поддержку исламских организаций.

После терактов на небоскребы близнецы в США, Саудовская Аравия создала службу финансовой разведки для борьбы с финансированием терроризма. Создание такой структуры в разведке (она собирает, анализирует финансовую информацию и обменивается ею с зарубежными коллегами для отслеживания и борьбы с отмыванием денег и спонсированием террористов) — важнейший шаг, демонстрирующий приверженность королевства борьбе с отмыванием денег и терроризмом. Пока подобные подразделения имеются только в четырех арабских государствах: Египте, Ливане, Бахрейне и ОАЭ.

Алжир. До последнего времени алжирское разведывательное сообщество состояло из Управления разведки и безопасности, Управления внутренней безопасности, Управления документации и безопасности, Службы специальной безопасности, Командования по координации борьбы против незаконных вооруженных групп, спецназа.

Алжирские спецслужбы подвергались неоднократным и часто совершенно бессмысленным реформам. Их постоянно сливали, переименовывали и вновь разделяли. Конечно, на этот процесс, в том числе влияла масштабная и, в целом, довольно неудачная борьба с исламскими экстремистами. В 1993 году она и привела Алжир к гражданской войне, многочисленным терактам, убийствам иностранных туристов и дипломатов.

Тунис. После «арабской весны» тунисские спецслужбы полностью реформированы и решают задачи борьбы с терроризмом и внешними угрозами. Они направлены на осуществление плотного контроля за исламистской оппозицией внутри страны и за ее пределами. Активно работают по пресечению любых агрессивных проявлений на религиозной основе, недопущение проникновения в страну экстремистских групп, оружия, взрывчатых веществ, фальшивых денежных знаков и наркотиков, задержание и экстрадиция преступников и подозреваемых в совершении опасных преступлений. Довольно тесные контакты поддерживают с разведками арабских стран, США, Франции и Италии.

Разведывательное сообщество Туниса включает: Министерство внутренних дел и местного развития, Управление госбезопасности — Жандармерия, Специальные органы при Министерстве обороны.

Катар. За обеспечение государственной безопасности в Катаре отвечают три структуры. Полиция расследований («Мухабарат»), Управление расследований госбезопасности («Мабахис») и военная разведка («Мухабарат аль-Аскария»).

Полиция расследований входит в состав Министерства внутренних дел. В задачи Управления расследований госбезопасности входит борьба со шпионажем. Основной задачей военной разведки является обеспечение безопасности вооруженных сил Катара. Она также отвечает и за борьбу с терроризмом и политическими диссидентами.

Катарский закон предусматривает лишь два сценария развития событий для лиц, обвиненных в шпионаже. Смертную казнь или полное оправдание.

Спецслужбы Катара поддерживают достаточно тесные контакты с разведсообществом Израиля.

Ливия. После свержения режима Каддафи спецслужбы этой страны были распущены. Многие сотрудники попали под арест, другие были вынуждены покинуть страну.

На данном этапе о какой-либо самостоятельной спецслужбе, обеспечивающей безопасность Ливии, говорить не приходится. В стране практически отсутствует разведывательная сеть, за исключением вновь сформированных специальных подразделений, выполняющих сугубо ограниченные функции — борьба с терроризмом и контрабандой. Причем указанные структуры находятся под контролем спецслужб Египта и США.

В целом хотелось бы подчеркнуть, что специальные службы арабских стран, как все спецслужбы мира, контролируются правительственными и законодательными органами. Как видим, они имеют свою структуру, которая соответствует специфике решаемых задач. Используют в своей практической деятельности специальные формы и методы, которые не применяются другими государственными органами власти и управления.

Речь идет об использовании агентуры, то есть лиц, которые тайно, добровольно, либо по принуждению, на постоянной, или временной основе выполняют поручения спецслужб, не являясь их кадровыми сотрудниками. Именно вербовка и использование агентуры позволяют спецслужбам проникнуть к важнейшим секретам стороны противника.

Безусловно, что у любого государства забота о безопасности и порядке стоят на первом плане своей деятельности. Безопасность составляет не только особую отрасль управления, но и является наиважнейшей частью государственной работы, вокруг которой формируется остальная управленческая деятельность.

Поиск источников угроз, обнаружение источников угроз, слежение за источниками угроз, оперативная проверка источников угроз, локализация и нейтрализация возможного ущерба безопасности, подавление, или пресечение источников возможных угроз есть суть государственной безопасности.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Мнение «Kazanalytics» об аналитической статье «Роль Афганистана в сценариях развития Центральной Азии. Почему для Казахстана важен прагматический подход к развитию отношений с этой страной?»

Экспертное сообщество казахстанского аналитический портала «Kazanalytics» обратили внимание на материал опубликованный «Центром анализа и прогнозирования Открытый мир» под заголовком «Роль Афганистана в сценариях...

О некоторых аспектах участия стран ЦАР в инициативе «Цифровой шелковый путь»

Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) – масштабная и амбициозная стратегия, предложенная Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Эта инициатива направлена на укрепление экономической интеграции и...

Приоритет для Афганистана: безопасность, ликвидация голода или гендерная интеграция?

По мотивам доклада Специальной оценочной миссии ООН по Афганистану В последнее время в экспертной среде активно обсуждается доклад координатора Специальной оценочной миссии ООН по Афганистану Феридуна...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока