KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Египетский взгляд противодействия терроризму (подготовлен на основе данных эксперта Египетского Центра политических и стратегических исследований Юсри Аль-Азбауи)

20.05.2016

После революции 30 июня 2013 года в Египте политическая и социальная стабильность напрямую зависят от наличия террористических угроз. При этом, учитывая географическую близость к очагам террористической деятельности, одна из важных задач для руководства страны — минимизация внутренних и внешних рисков для террора. Поэтому актуальность вопросов борьбы с терроризмом и экстремизмом в Египте не спадает.

Несмотря на исторический опыт борьбы с распространением экстремистской идеологии, после волнений в июне 2013 года новыми вызовами для целостности и независимости страны явились — резкая поляризация общества, рост протестных настроений населения, но, опаснее всего, стало распространение радикальных идей в совокупности с насилием и террором.

На этом фоне эскалация экстремизма приобрела чудовищные масштабы. Сторонники укрепления «Мусульманского братства» стали доминировать в общественной среде. После свержения президента Мубарака ключевые политические должности были заняты радикалами и одиозными личностями. Молниеносно поменялся смысл общественных ценностей, отдельные авторитетные духовники пытались повлиять на ход событий с выгодой для себя. Резко произошло размежевание общества по религиозному и этническому признакам.

Новый президент Мурси после вступления в должность укреплял ведущие посты законодательной и исполнительной власти только своими сторонниками. При этом основными элементами управления государством стали угрозы и шантаж. Такие методы только обусловили рост экстремистских настроений и религиозная составляющая еще более раскалывала египетское общество. Осуществление «исламского проекта» было очевидным.

Мурси ограничил функции государственных структур, занимающихся противодействием терроризму, что, естественно, спровоцировало его влияние на общество. Особенно заметна террористическая активность была на Синае, где при Мубараке деятельность джихадистских организаций жестко подавлялась.

Позднее Мурси предпринял попытку очистить Синай от террористов. Однако операция «Наср» не принесла должного результата и обернулась полным крахом. В первый день операции египетские спецслужбы и пограничники потеряли 16 человек. Причиной провала, по мнению военных, стал поверхностный подход к проведению операции, а также неквалифицированные кадры (профессионалы были уволены еще во время революции).

Более того, с июня 2012 года до 26 января 2013 года Указом президента об амнистии было освобождено более 670 политических узников. Среди них: 24 человека члены и лидеры радикальных политических партии и движений, 8 из которых осуждены за международную террористическую деятельность, отмывание денег и экономические преступления, а 3 из них ожидали смертного приговора. Остальные были приговорены военным судом на различные сроки заключения.

Следует отметить, что в целях укрепления легитимности режима президента Мурси также широко использовались религиозные лозунги и исламистская символика, в том числе Аль-Каиды. Такие действия безоговорочно обуславливали поддержку президенту среди исламских движений и группировок. Используя этот фактор, «Братья-мусульмане» активизировали религиозный дискурс в отношении гражданских лиц и лидеров различных партий, призывавших к досрочным президентским выборам.

На этом фоне идеи радикализма начали занимать передовые позиции, а борьба против них оказалась не только не благородным, а даже опасным делом. В итоге, экстремистские лозунги и идеология в обществе стали восприниматься как существующая реальность.

На данный период «Братья-мусульмане» и поддерживающие их элементы рассматриваются как деструктивные, угрожающие стабильности не только Египту, но и арабским и исламским государствам.

Твердая нацеленность Египта в деле сохранения стабильности и безопасности в регионе стала четко проявляться с приходом к власти президента Сиси. В последнее время все заявления официального Каира свидетельствуют о непримиримости властей к проявлениям терроризма, радикализма и экстремизма. Причем заметно, что руководство страна стремится всячески укрепить свой авторитет и повысить доверие различных слоев населения к государственному аппарату.

Так, выступая на Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в сентябре 2014 года, президент Сиси отметил, что «Египет отказался поклониться тирании во имя религии, и отверг силы экстремизма, которые подрывают государственные институты и стремятся разделить единство Египта».

В октябре 2015 года на выборах в Палату представителей президент также особо выделил прилагаемые усилия по противодействию экстремизму и терроризму, а также подчеркнул имеющуюся консолидацию египетского общества перед еще существующими вызовами.

В этом контексте египетское правительство на национальном и региональном уровнях практикует проведение профилактических и разъяснительных процедур в религиозной и культурной сферах.

Компетентными органами осуществляются следующие меры:

— государственный и общественный контроль за деятельностью мечетей и имамами;

— создание обсерваторий (центров) по борьбе с распространением фальшивых или двусмысленных фетв;

— повышение религиозных знаний среди молодежи в мухафазах (провинциях) через проведение общественных мероприятий.

Еще одним важным инструментом в противостоянии с экстремизмом являются средства массовой информации. Их задача публиковать в доходчивой форме фундаментальные знания относительно ислама, раскрывать признаки исламского экстремизма и терроризма, говорить об истинных целях экстремистов и негативных для них последствиях.

Следует отметить, что нынешний президент Сиси в борьбе с терроризмом был поддержан большинством египтян. Он не раз подчеркивал, что не связывает воедино экстремизм, сторонников религии и «Мусульманское братство». Но дает четко понять, что любые попытки дестабилизации обстановки в стране, какими бы они лозунгами не прикрывались, будут пресекаться.

В частности, в обществе положительно восприняты определенные ужесточения, в том числе по распространению экстремистской идеологии. За последнее время правительство закрыло 14 телеканалов, пропагандирующих экстремизм, среди которых оказались «Аль-Нас» и «Аль-Рахма».

Наряду с этим, государство принимает меры к обеспечению безопасности в северной части Синайского полуострова, поскольку в последнее время Синай превратился в зону военного столкновения с террористическими организациями.

Президент Сиси также дал старт программе для сельской молодежи. Число охваченных этой программой, только в самом Синае с июня 2015 года — март 2016 достигло почти 11 тысяч человек. Просветительская работа по разъяснению угрозы религиозного экстремизма и терроризма проходит под руководством губернаторов в племенных союзах.

Кроме того, для обеспечения информационной безопасности Академия военных наук в сотрудничестве с Министерством по делам молодежи разработали перечень лекций по экстремизму для представителей силовых структур. Аналогичные лекции читаются в государственных структурах. Не остаются без внимания и вопросы конфронтации различных религиозных течений, природы терроризма и экстремизма и т.д. Следует отметить, что в этот процесс вовлечены известные культурные и религиозные деятели Египта.

Руководства страны предпринимает меры для открытости и демократизации общества. Современной молодежи предоставляется возможность заполнить политический вакуум, создавая различные объединения, движения, гражданские общества. Как показала практика, экстремизм может распространяться только в закрытой среде.

В процессе модернизации египетское государство нарабатывает опыт новых партнерских отношений не только с гражданским обществом, но и стремится к выстраиванию диалога с НПО, организациями частного и бизнес сектора.

Не остаются в стороне ведущие эксперты, религоведы, идеологи, представители политических, научных и медиа кругов. Перед ними стоит широкий спектр вопросов, от решения которых зависит стабильность и безопасность в стране.

Все это жизненно необходимо, поскольку способствует упрочению исторически сложившихся культурных ценностей, расширению гражданских прав и демократических свобод, а также привлечению населения к участию в политико-экономическом и социальном развитии Египта.

Очевидно, что Египет, столкнувшись с политическими потрясениями, получил большой урок, поэтому тщательно просчитывает существующие риски. Для противодействия деструктивным мировозрениям Каир продвигает собственный план, который не должен дать возможности повторения процессов, когда благие идеи народного недовольства были подхвачены радикальными силами и привели к хаосу и расколу в обществе.

В этом же контексте Египет на саммите в Кувейте в 2014 году призвал все арабские страны объединить усилия по выработке конкретных мер и рекомендаций по противодействию экстремизму и терроризму, привлекая к этому процессу ученых, религиоведов, мыслителей и авторитетных должностных лиц.

Таким образом, очевидно, что Египет проходит один из самых тяжелых периодов в своей новейшей истории. Все преобразования направлены на построение нового общества, где каждый гражданин будет частью демократически свободного общества.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

«Роль Афганистана в сценариях развития Центральной Азии. Почему для Казахстана важен прагматический подход к развитию отношений с этой страной?»

Афганистан, переживший монархию, «демократические» модели и различные политические режимы, в современных реалиях находится во «временном люфте» – отрезке истории, который создал шанс для завершения исторической...

Мнение «Kazanalytics» об аналитической статье «Роль Афганистана в сценариях развития Центральной Азии. Почему для Казахстана важен прагматический подход к развитию отношений с этой страной?»

Экспертное сообщество казахстанского аналитический портала «Kazanalytics» обратили внимание на материал опубликованный «Центром анализа и прогнозирования Открытый мир» под заголовком «Роль Афганистана в сценариях...

О некоторых аспектах участия стран ЦАР в инициативе «Цифровой шелковый путь»

Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) – масштабная и амбициозная стратегия, предложенная Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Эта инициатива направлена на укрепление экономической интеграции и...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока