KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

К социально-экономической ситуации в Омане

К социально-экономической ситуации в Омане

19.02.2017

В конце прошлого века в Маскате начались и разговоры о диверсификации оманской экономики. Однако либо из-за крайней занятости султана Кабуса бен Саид аль-Бусаид другими не менее важными делами, либо по какой-то другой причине сделано в этом направлении немного. С каждым днем последствия нефтяной зависимости ощущаются все сильнее.

Так, по данным международного рейтингового агентства «S&P» за 2016 год, ВВП Омана сократилась на 20%, что на 7% выше представленных ранее прогнозов. Размер номинального ВВП государства за рассматриваемый период составил $70 млрд.

Шкала международного инвестиционного риска, по тем же данным, остается прежней в категории «BBB-», однако, прогноз рейтинга возможного направления движения рисков в ближайшие два года понизился с «позитивного» на «негативный». Данная ситуация обусловлена тем, что бюджетная консолидация Омана потребует большего времени, в то время как правительственные расходы будут финансироваться за счет внешних источников доходов, вследствие ограниченного внутреннего рынка капитала.

Исходя из данных Национального центра статистики и информации за 2016 год, доля нефтяного сектора в ВВП страны уменьшилась на 35%, доля промышленного сектора в ВВП сократилась на 5%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наряду с этим, в Султанате отмечается рост сектора сельского хозяйства и рыболовства на 25%.

Вместе с тем, дефицит бюджета Омана за прошлый год вырос на 63%, в сравнении с 2015 годом, и составил почти $12 млрд., против прогнозируемых $8,5 млрд. за указанный период.

Рост дефицита бюджета, в первую очередь, связан с низкими ценами на основной товар страны – нефть и сокращением объема чистой прибыли от ее продаж. В этой связи, Министерство торговли и промышленности Омана стало уделять особое внимание диверсификации экономики и привлечению частных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства и выдачи льготных микрокредитов для малого и среднего бизнеса.

На этом фоне основанный на 37 экономических критериях анализ газеты Wall Street Journal поднял Оман на 52-е место в мире (67,1 баллов) и 5 место среди стран региона в индексе экономической свободы.

Однако, по данным Всемирного экономического форума, ограничительная политика труда продолжает оставаться среди «проблемных факторов» для ведения бизнеса в Омане. Ограничительные меры регулирования труда, неэффективная государственная бюрократия, недостаточно образованные рабочие силы препятствуют инвесторам вкладывать свои деньги в Оман.

Так, в индексе глобальной конкурентоспособности 2016-2017 гг., опубликованный Всемирным экономическим форумом, позиция Омана, по сравнению с прошлым показателем, упала на четыре пункта, составив 66 место. Рейтинги конкурентоспособности основывались на комбинации общедоступных статистических данных других стран и результатов опроса руководителей компаний.

Согласно прогнозу «S&P», за 2016-2019 г.г. среднегодовой государственный долг увеличится приблизительно до 9% ВВП. Правительство будет финансировать его дефицит, в основном, посредством выпуска долга в иностранной валюте. В 2016 году правительство выделило из Государственного генерального резервного фонда, в рамках финансирования дефицита страны (основной причиной которого служит сокращение объема чистой прибыли от продажи нефти), порядка $7,8 млрд.

В бюджетном послании Министерства финансов Омана, обнародованном 1 января 2017 года, внешний долг Султаната за прошлый год составил порядка $19 млрд.

По итогам экономических миссий Международного валютного фонда (МВФ) в Омане, экономический рост Султаната в 2016 году замедлился. В докладе говорится, что в случае если уровень цены на нефть будет колебаться в диапазоне 45 долларов за баррель, то власти страны будут вынуждены осуществить меры жесткой экономии, что позволит достичь бюджетных целей, по крайней мере, до шести месяцев 2017 года.

Согласно данным МВФ, уровень неуглеводородного ВВП снизился с показателя 2015 года в 4%, что касается среднесрочной перспективы, то индикатор должен перейти к росту на фоне консолидации бюджета и прекращения снижения цен на нефть. Дефицит бюджета практически не изменился с уровня 2015 года, составив в 2016 году 17,1% ВВП против 17,6% в 2015 году. Дефицит счета текущих операций Омана в 2016 году оставался приблизительно на уровне 2015 года в 18,7 % ВВП.

Условия ликвидности в банковской системе страны, по мнению МВФ, стали жестче, а затраты на фондирование выросли. Эксперты фонда в своем отчете отметили, что снижение цен на нефть подчеркнуло необходимость ускорения диверсификации экономики и повышения роли частного сектора.

Исполнительный президент ЦБ Омана Сангур Аль-Заджали сообщил, что с целью покрытия дефицита бюджета, вызванного падением цен на нефть, правительство страны планирует получить дополнительный кредит от международных банков в размере $5-10 млрд. Помимо приобретения займов, ЦБ рассматривает возможность выпуска исламских облигаций — сукук некоторыми местными исламскими банками (Сукук используют в качестве инструмента секьюритизации активов. Местные аналитики отмечают, что сукук является важным элементом для дальнейшего повышения исламского финансового рынка Омана и позволит рынку капитала играть важную роль в качестве основы по сбору средств компаний).

Ожидается, что в целом Оман способен поддерживать в период 2016-2019 годы внешние и фискальные фондовые позиции. При прогнозе цены в 40 долларов за баррель, в период 2016-2019 годы, дефицит бюджета может составить 14% ВВП страны. Несмотря на это, внешние ликвидные активы с вычетом внешнего долга остаются прочными.

С октября 2016 года на Дубайской бирже оманская нефть преодолела 12-ти месячный максимум — отметку в 50 долларов за баррель. В случае поддержания обязательств между странами ОПЕК, прогнозы нефтяных цен на 2017 год претерпят изменения, и рассматриваются некоторыми аналитиками как признак дальнейшего восстановления равновесия основ спроса и предложения. Более того, относительно низкие цены на нефть за последние два года продолжают выдавливать более дорогостоящие проекты сланцевоой нефти США.

Однако, несмотря на увеличение объема добычи нефти на 4%, доходы нефтяного сектора экономики за рассматриваемый период упали на 38,2%.

Согласно докладу Министерства нефти и газа Султаната Омана, США стали вторыми по величине покупателями сырой нефти Омана, с момента возобновления импорта оманский нефти после 3-летнего перерыва.

Стоит отметить, что ранее традиционными покупателями сырой нефти Омана были азиатские страны. В настоящее время 71.2% экспортной оманской нефти скупает КНР. Республика Корея и США разделили 2 место по 6.62% от общего объема. Другими заметными импортерами являются Тайвань и Япония.

В декабре 2016 года Министерство нефти и газа Омана заявило о том, что в 2017 году продолжит политику, направленную на диверсификацию экономики страны в сторону от нефти к развитию газоемких отраслей промышленности.

Одновременно Султанат стремится к развитию логистической и нефтехимической отраслей, чьи центры будут сосредоточены вокруг нескольких промышленных зон, в частности, Дукм и Салала.

В 2015 году Оман заявил о желании оптимизировать свои логистические транспортные центры, а в прошлом году начал внедрение новой стратегии. Согласно прогнозам, совокупный среднегодовой темп роста логистической отрасли Омана ожидается на уровне в 6,9% в год до 2020 года. Подобный прогноз был сделан консалтинговой компанией Frost & Sullivan. В своем девятом пятилетнем плане развития на период с 2016 по 2020 год правительство страны представило общий план развития нефтехимической отрасли Омана.

План потребует доступа к большим объемам газа. Сегодня промышленные зоны Омана потребляют около 2,2% добываемого газа, но эти объемы очень малы по сравнению с новыми проектами Султаната и газовыми электростанциями.

Практически все электричество в стране вырабатывается на газу. Агентство по водоснабжению и электроэнергии прогнозирует, что спрос на электричество в Омане вырастет с 6,1 ГВт в 2015 году до 10,4 ГВт в 2022. Ожидается, что в результате этого роста потребление газа оманскими электростанциями будет расти в этот период на 7% в год.

Повышение сбора за выдачу рабочей визы в течение двух лет может добавить в государственную казну Омана $384,8 млн. В прошлом году Министерство трудовых ресурсов Омана объявило, что сборы для иностранных рабочих в стране будут увеличены на 50%. Новые пошлины станут применяться после публикации в официальной Бюллетене Султаната. Согласно правительственным данным за 2016 год, в настоящее время в частном секторе Омана трудятся 1 485 615 иностранных рабочих, не считая домашний обсуживающий персонал. После вступления в силу нового постановления, чтобы нанять нового работника-экспатрианта или продлить визу для действующего, работодатели должны будут заплатить $782 вместо прежних $522.

Ужесточение экономической политики, а также экономический кризис, в целом, оказывают весьма негативное влияние на общее социально-экономическое состояние населения Омана. С начала 2016 года на 35% повысились цены на ГСМ. Вместе с повышением цен на топливо и коммунальные услуги, сокращаются рабочие места для иностранных работников, а также снижаются зарплаты оманских госслужащих.

В соответствии с принятым Министерством финансов Омана решением в прошлом году, у ряда министерств были сокращены расходные статьи по медицинскому страхованию, страхованию жизни, автострахованию, ежегодному медицинскому обследованию, а также премий и льгот, приуроченных к национальным и религиозным праздникам.

Подобная социально-экономическая политика правительства вызывает недовольство среди местного населения. Однако, оманские власти называют текущий период временем самоограничений, необходимых для долгосрочной экономической стабильности в будущем.

Основные сложности текущего кризиса ложатся на молодое поколение людей до 30 лет. В Омане их численность превышает половину населения. Молодежи сейчас сложнее найти работу, схожую по заработку и уровню выполнения с той, на которой были задействованы их предшественники.

За 2016 год на государственной службе сотрудникам не повышали зарплату, объявлен мораторий на принятие на работу новых работников.  Вместе с тем, общие расходы на оплату госслужащих сократились до $2,6 млрд., в то время как до наступления кризиса, в 2012 году на оплату госслужащих правительство выделяло $10 млрд.

Основной причиной прекращения трудовых отношений в государственном секторе среди мужчин было достижение пенсионного возраста и необходимость сокращения работников в связи с экономической ситуацией. Также госслужащим позволили переходить в частный сектор на 5 лет, чтобы ослабить нагрузку на госбюджет.

По данным Национального центра статистики и информации, число оманцев, работающих в частном секторе, за первую половину 2016 года увеличилось на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Кроме того, наблюдается рост средней прибыли частных компаний на 2,7%, в то время как число зарегистрированных новых предприятий выросло на 7,3%.

Уровень безработицы среди местного населения за отчетный период составил 19%, а по не официальным данным достигает 30%. Однако, в результате массового сокращения рабочих мест экспатриантов, а также острой необходимости трудоустройства самих оманцев в рамках государственной программы «Оманизация», ожидается, что уровень безработицы среди местных граждан будет заметно сокращаться.

В целях повышения ненефтяных доходов страны правительством особое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций, развитию сферы туризма. Министерство туризма Омана объявило о планах более чем в два раза увеличить число иностранных гостей в течение следующих 15 лет. Страна поставила перед собой цель привлечь более 5 млн. иностранных туристов к 2040 году, по сравнению с 2,6 млн. посетителей в 2015 году.

Оман также стремится увеличить долю доходов от туризма в общем ВВП страны до 6%, с 2,5% за прошлый период.

В соответствии с новой стратегией и целями Омана до 2040 года, власти прогнозируют, что в секторе туризма будет занято более 500 тыс. человек, при этом 75% из них, по их данным, будут гражданами Омана.

Согласно данным Национального центра статистики и информации, опубликованном в октябре 2016 года, за 10 месяцев страну посетило более 2,5 млн. туристов, среди которых граждане стран Персидского залива составляют около 1,248 млн. человек, на втором месте по списку стоят граждане Индии в количестве 244,292 человек, далее Великобритании — 133,706 человек и Германии — 98,061 человек. Закрывает список граждане Филиппин – 93,970 человек.

В последние два года властям пришлось прибегнуть к жесткой экономии: были увеличены корпоративные налоги, подняты цены на топливо, отменены субсидии на воду и электричество, заморожены зарплаты и премии госслужащим. Несмотря на экономические проблемы, оманцы пока сохраняют спокойствие. Надолго ли?

В целом,  в Омане наблюдается застой в экономике ввиду ее сырьевой нефтеориентированности и отсутствие успешных диверсификационных реформ. Также уязвимость экономики связана с зависимостью от рабочей силы трудовых мигрантов из Индии и Филиппин.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

В отношении транзитного потенциала ЦАР

Складывающаяся геополитическая ситуация продолжает оказывать позитивное влияние на транзитный потенциал Центрально-азиатского региона (ЦАР). Постоянные нападения на торговое судоходство в Красном море со стороны...

Атақты арабист Асқар Мусиновтің асуларын білесіз бе? Шығыстанушы-арабист Асқар Мусинов туралы не білеміз?

Ұзақ жылғы үзеңгілес әріптесіміз, ағалы-інілі бауыр, отандық дипломатия саласының көрнекті өкілдерінің бірі, шығыстанушы-арабист Асқар Ахметұлы Мусиновтың кенеттен келген қазасы баршамыздың қабырғамызға батты....

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока