KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Отношения Монголии с двумя соседями и ее статус постоянного нейтралитета

26.04.2016

Директор ИМО АН Монголии, доктор ист.наук, проф. Ж.Баясах, научный сотр. Х.Шинэчимэг (материал предоставлен авторами)

Монголия и геополитически, и географически находятся на пересечении двух основных регионов: Северо-Восточной Азии (СВА) и Центральной Азии (ЦА). СВА является субрегионом  Восточно-Азиатского и Азиатско-Тихоокеанского регионов. Данный субрегион является геополитическим и политико-неографическим понятием, куда входят Дальневосточный регион Российской Федерации, Северо-Западный регион Китайской Народной Республики, Монголия, два государства Корейского полуострова — Республика Корея и  Корейская Народно-Демократическая Республика. В широком смысле этот субрегион выходит за пределы Дальнего Востока и является регионом, совмещающим интересы геополитики и безопасности США и экономические интересы Канады (Уламбаяр, 2013:61). Монголия, не имея выхода к морю, находится географически в особом регионе СВА, между двумя членами Совета безопасности ООН, экономически мощными, обладающими ядерными силами. Поэтому во внутренней и внешней политике ставит приоритетными отношения с двумя соседями: КНР и РФ.

С 1990 года произошли изменения в определении направлений международных отношений и мировой политики, а также перешли от двуполярной к одно- и многополярной системам. Наряду с этим Монголия перешла к демократии, появились новые тенденции во внутренней и внешней политике. В 1994 году были приняты «Концепция национальной безопасности», «Концепция внешней политики». Были обновлены и утверждены в 2010 «Концепция национальной безопасности», а в 2011 году «Концепция внешней политики», в которых были определены принципы и направления международных отношений.

В концепции внешней политики Монголии указано, что Монголия будет придерживаться основных принципов миролюбия, открытости, многополярности и самостоятельности. Кроме того в ст. 14.1. концепции указывается, что приоритетной целью внешней политики Монголии являются дружественные отношения с Российской Федерацией и Китайской Народной Республики, в целом будет проводиться сбалансированная политика в духе добрососедства и развития широкомасштабного сотрудничества с двумя государствами. При этом будут учитываться исторические традиции и особенности экономического сотрудничества с двумя государствами.

В ст. 3.1.1.4. «Концепции национальной безопасности» указывается, что будут развиваться добрососедские, дружественные отношения и широкомасштабное сотрудничество.

Руководствуясь указанными в концепциях национальной безопасности и внешней политики главными принципами проведения политики по сбалансированным и устойчивым отношениям с двумя соседями, Монголия подписала с КНР в 1994 году «Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве», другие документы, в том числе в 2003 году «О добрососедстве, взаимном доверии и партнерских отношениях», в 2001 году «О стратегическом партнерстве», в 2014 году «О полном стратегическом партнерстве» (Ариунгуа, 2015:96), с РФ – в 1993 году «Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Монголией и Российской Федерацией», в 2003 «О традиционных добрососедских партнерских отношениях», в 2009 году «О стратегических партнерских отношениях» (Алтай, 2015:45), тем самым углубляя международные отношения и сотрудничество.

О политике нейтралитета Монголии. Словно нейтралитет происходит от лат. слова «neuter» ( ни тот, ни другой) означает статус внешней политики, направленной на неучастие в военных действиях и невхождение в военные блоки в мирное время. Статус нейтралитета имеет два вида: нейтралитет во время войны и постоянный нейтралитет.

Страна с нейтралитетом во время войны не принимает участия в военных действиях, не оказывает помощи какой-либо воюющей стороне, не предоставляет свою территорию, поддерживает ровные отношения с ними.

Страна с постоянным нейтралитетом не принимает участия в военных действиях, кроме того в мирное время не использует силу в отношении других стран, не начинает войну, не входит в военные блоки, не размещает на своей территории иностранные военные силы. В случае агрессии внешних сил нейтральная страна имеет право на самооборону и обратиться за помощью к другим странам и ООН.

Совершенно безосновательными являются подозрения насчет того, что соблюдение нейтралитета касается всех областей и всей политики. Другими словами, неверным является понимание нейтралитета как выражение нейтрального отношения ко всем вопросам и проведение пассивной внешней политики. Понятие постоянного нейтралитета Монголии ранее нашло отражение в «Концепции внешней политики» и «Концепции национальной безопасности», и «Концепции внешней политики» приоритет отдается отношениям с двумя соседними странами, свидетельствует о том, что во внешней политике предпочтение отдается в основном на вертикальные отношения.

Так как проведение политики в одноосьном направлении не является рациональным, и может быть нарушен баланс в проведении политики, то необходимо обратить внимание на двойное развитие отношений по вертикальной и горизонтальной осям, наиболее подходит к такой малой стране, как наша, которая находится между двумя великими державами с ядерными силами и мощными экономическими потенциалами.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что начиная с 2000 года еще больше активизируются отношения и сотрудничество между нашими двумя северным и южным соседями. Из отношений и сотрудничества, основанных на принципах «Концепции долгосрочного до 2020 года социально- экономического развития РФ и КНР» и «О полном стратегическом партнерстве» (Алтай, 2015:51), видно, что отношения и сотрудничество северного и южного соседей еще более тесно приближаются, что нельзя отрицать возможного их влияния на безопасность Монголии.

В случае усугубления проблемы Крыма между Россией и Украиной, Российско-Сирийской проблемы, проблемы пограничных споров в Южно-китайском море и на международной арене Монголия может оказаться перед давлением со стороны двух соседей, поэтому нейтральный статус Монголии может стать способом облегчения и выхода из трудного положения. Вообще-то, Россия и Китай не одобряют нейтральный статус Монголии.

Обе стороны рассчитывают, что Монголия будет больше сотрудничать с КНР в гуманитарной и экономической сферах, а с РФ — в политической и экономической областях. Иными словами, это означает, что будет проводиться политика прислушания к их словам, отказа от отношений с США и большего приближения к южному соседу. Если мы сейчас объявим о своем нейтралитете, то больше не надо будет говорить о ШОС и появится возможность нормального развития отношений с двумя соседями. Раз не можем отказаться от двух своих вечных соседей, и, в случае поругания с ними некуда будет деваться, то нет иного пути, как ладить с ними. Хотя некоторые исследователи, публицисты и политики считают, что, если Монголия станет страной со статусом постоянного нейтралитета, то появится трещина в отношениях с двумя соседями, то в основном, в Концепции внешней политики, Концепции национальной безопасности и договорах, заключенных с двумя соседями, уже содержится понятие о нейтральном статусе, куда вошли принципы неприсоединения к союзам и блокам, самостоятельности, отказа от размещения на своей территории оборонных и вооруженных сил третьих стран.

Статус о постоянном нейтралитете Монголии, инициированный Президентом Ц.Элбэгдоржем, является продолжением и углублением основного принципа Концепции внешней политики Монголии о приверженности ее к миру и политике неприсоединения, т.с. политике о непостоянном нейтралитете. Таким образом, все это не означает, что весь 25-летний срок впервые вводится понятие о постоянном нейтралитете.

С 1990 года в концепциях внешней политики и национальной безопасности Монголии в содержательном плане всегда присутствовало понятие о статусе нейтралитета. Статус постоянного нейтралитета Монголии не будет препятствием в отношениях с двумя соседями, наоборот, будет способом предотвращения и ухода от всякого принуждения со стороны двух соседей. Это является проявлением того, что Монголия с 1990 года проводит свою либеральную, прагматичную внешнюю политику.

Как исследователь, я считаю, что, если Россия рассматривает инициативу Монголии «преждевременной», то молчание Китая является свидетельством того, что он не поддерживает ее. Надеюсь, что со временем позиции двух соседей изменятся.

Прошло уже полгода с того дня, когда Монголия начала говорить о нейтралитете. Перед тем, как заявить об этом с трибуны ООН, наш Президент обсуждал этот вопрос с нашими учеными и дипломатами. Настоятельно необходимо исследовать по законопроекту статус постоянного нейтралитета.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

В отношении транзитного потенциала ЦАР

Складывающаяся геополитическая ситуация продолжает оказывать позитивное влияние на транзитный потенциал Центрально-азиатского региона (ЦАР). Постоянные нападения на торговое судоходство в Красном море со стороны...

Атақты арабист Асқар Мусиновтің асуларын білесіз бе? Шығыстанушы-арабист Асқар Мусинов туралы не білеміз?

Ұзақ жылғы үзеңгілес әріптесіміз, ағалы-інілі бауыр, отандық дипломатия саласының көрнекті өкілдерінің бірі, шығыстанушы-арабист Асқар Ахметұлы Мусиновтың кенеттен келген қазасы баршамыздың қабырғамызға батты....

Российско-Западная энергетическая война. Часть II.

Конфликт России и Запада продолжается, в том числе и в энергетической сфере.  В прошлом году я дал развернутый анализ стадии энергетической «войны» на том этапе: Российско-Западная энергетическая война...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока