KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

О влиянии блокады на Катар

О влиянии блокады на Катар

17.10.2017

Как известно, в отношении Катара в начале июня т.г. Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Египтом были введены штрафные санкции (эмбарго, морская, воздушная блокада). Однако экспертами констатируется, что эти меры не достигли задуманных целей по «усмирению надоедливого Катара», а напротив поспособствовали укреплению имеющихся отношений и установлению новых экономических контактов Дохи.

Катар не оказался в изоляции, более того наблюдается укрепление связей с региональными державами — Турцией и Ираном. И, несмотря на неясные сообщения Белого дома, американские дипломаты, похоже, стремятся к примирению и компромиссу с Катаром, и не собираются принуждать Доху выполнять требования Саудовской Аравии и Эмиратов.

Хотя признаков того, что кризис скоро закончится не отмечается и блокада пока затягивается на неопределенное время, справляться с ее последствиями Катару позволяют многомиллиардные резервы Центробанка.

Согласно информации Главы Центрального банка Катара, страна, обладающая запасами в $40 млрд. и запасами золота на $300 млрд., готова к длительной экономической блокаде.

Министр финансов Катара Али Шериф Аль-Эмади отметил, что «если бы блокада должна была быть нарушена, это было контрпродуктивно, поскольку Доха воспользовалась тем, что произошло, чтобы укрепить свою политическую и экономическую мощь. В течение многих лет Катар проводил глобальную диверсификацию экономики и установил прочные торговые отношения с различными странами мира. Результаты видны«.

Аль-Эмади утверждает, что «сейчас экономика Катара трансформировалась в устойчивую и успешно адаптировалась к блокаде. Причем новые возможности создаются каждый день. Самодостаточность стала общей целью для всех катарцев, и научила быть рациональней».

На первых порах серьезной нехватки продовольствия удалось избежать благодаря поставкам из Турции и Ирана. Вместе с тем, рост цен на продукты питания все же не избежать и он прогнозируется.

Как видится, долгосрочное влияние по поддержке низких цен связано с прилагаемыми катарским руководством действиями по открытию новых судоходных линий, использованию возможностей государственной авиакомпании Qatar Airways и субсидированию импорта продовольствия.

В частности, не остается без внимания развитие транспортного потенциала. Недавно открывшийся порт Хамад запустил новые морские маршруты во многие страны, включая Оман, Турцию, Индию и Пакистан. В результате стоимость доставки упала на 31% с момента введения блокады.

Кроме того, блокада продолжает создавать новые возможности для авиаперевозок. С избыточными мощностями Qatar Airways смог расширить свои услуги на своих нынешних высокодоходных рынках и даже добавить новые.

Катар также запустил новые высокопроизводительные коммерческие линии под воздушными ограничениями. Поставки от индийских поставщиков продуктов питания были остановлены на терминале в ОАЭ и Саудовской Аравии по пути в Катар, но теперь они добираются до Катара непосредственно на грузовых самолетах, которые, в конечном итоге, будут более рациональными.

Хотя эмбарго подталкивает Катар к увеличению темпов диверсификации в секторах экономики, основанных на развитии знаний, нефть и газ по-прежнему составляют более половины валового внутреннего продукта. Благодаря этому природному богатству, страна пользуется богатой ликвидностью и имеет активы и безопасность, необходимые для обеспечения долгосрочной экономической стабильности.

Иностранные активы страны и иностранные инвестиции составляют более 250% ВВП, что позволяет Катару отстаивать свою валюту и экономику и даже диверсифицировать новые инновационные тенденции.

Более того, Катар изучает перспективы новых рынков. Одним из примеров является недавно объявленное соглашение о вывозе катарского СПГ в Бангладеш в течение 15 лет. Катар быстро определил Южную Азию как потребителя СПГ и использовал эту возможность.

По мнению отдельных экспертов, Доха использует сложившуюся ситуацию, что называется себе во благо. Руководство Катара рассматривает эти трудности как катализатор для нового мышления и толчок для новых коммерческих и дипломатических возможностей.

Катарская дипломатия активно работает над поиском новых политических союзников и экономических партнеров. Например, в сентябре т.г. в КНР между Генеральным секретарем ШОС и Послом Государства Катар прошла встреча, на которой состоялся обмен мнениями по представляющим взаимный интерес вопросам.

Вместе с тем выдвигается версия, что это было «зондирование почвы» на предмет вступления Катара в ШОС пока на правах наблюдателя. Если такой сценарий найдет свое продолжение Доха обязательно воспользуется этим, причем приоритетом будут являться сугубо экономические цели.

Зухра
25.10.2017 в 10:32 - Ответить

У Катара горы бабла. Не вижу вообще никаких проблем заменить поставщиков воды и продовольствия. Ближайшие соседи Иран и Оман к блокаде не присоединились.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

В отношении транзитного потенциала ЦАР

Складывающаяся геополитическая ситуация продолжает оказывать позитивное влияние на транзитный потенциал Центрально-азиатского региона (ЦАР). Постоянные нападения на торговое судоходство в Красном море со стороны...

Атақты арабист Асқар Мусиновтің асуларын білесіз бе? Шығыстанушы-арабист Асқар Мусинов туралы не білеміз?

Ұзақ жылғы үзеңгілес әріптесіміз, ағалы-інілі бауыр, отандық дипломатия саласының көрнекті өкілдерінің бірі, шығыстанушы-арабист Асқар Ахметұлы Мусиновтың кенеттен келген қазасы баршамыздың қабырғамызға батты....

Российско-Западная энергетическая война. Часть II.

Конфликт России и Запада продолжается, в том числе и в энергетической сфере.  В прошлом году я дал развернутый анализ стадии энергетической «войны» на том этапе: Российско-Западная энергетическая война...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока