KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Пожелания в помощь ШОС

22.08.2016

Ю. Суй, профессор Китайского исследовательского центра современного мира

За 15 лет, прошедших с основания ШОС на базе «Шанхайской пятерки», ШОС добилась серьезных успехов в таких сферах, как гражданское общество и народная дипломатия. Для дальнейшего движения в этом направлении нужно иметь в виду следующие предпосылки.

1.Следование целям ШОС.

Организация начиналась с борьбы против трех зол – международного терроризма, национального сепаратизма и религиозного экстремизма. Затем сотрудничество охватило сферы экономики и гуманитарных отношений. Помимо этого, ШОС ставит перед собой такие цели, как поддержание мира в регионе и укрепление сотрудничества в указанных сферах. Жизненная сила Организации исходит из ее высокой миссии.

2.Осознание точек совпадения интересов стран-членов ШОС. Среди них:

-общность устремлений к государственной независимости, политической стабильности, экономическому развитию, повышению уровня жизни;

-заинтересованность в том, чтобы придать экономической глобализации такие черты, как равноправие, взаимная выгода, выигрыш для всех, сосуществование;

-общая обеспокоенность в отношении мирового гегемонизма и угрозы со стороны «трех зол».

3.Укрепление базы сотрудничества ШОС. Это значит придерживаться принципов: «мир, сотрудничество, открытость, не направленность против третьих стран», укрепление «шанхайского духа» взаимодоверия, взаимной выгоды, равноправия, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур, а также стремления к соразвитию. На этой основе все страны, будь то большие или малые, пользуются равными правами и должны быть добрыми соседями, хорошими партнерами и верными друзьями.

4.Распространение опыта ШОС. Новая концепция безопасности, играющая роль направляющей идеи, требует отказаться от мышления времен холодной войны, мирным путем разрешать разногласия и споры между государствами, не прибегая к силовым методам и не угрожая силой; добиваться взаимодоверия и взаимопонимания через диалог и консультации и не вмешиваться ни под каким предлогом во внутренние дела других стран. Необходимым условием к установлению межгосударственных отношений нового типа является не только принцип защиты собственных интересов, но и следование принципам равноправия, взаимной выгоды, соразвития и поиска общего с сохранением различий.

5.Бережное отношение к специфике ШОС. Последняя формировалась по мере прохождения Организацией разных этапов развития – от начального периода и через притирку к зрелости. Специфика ШОС заключается в следующем:

-осуществление подлинного многостороннего стратегического партнерства без создания каких-либо блоков; тесные взаимные отношения без взаимозависимости;

-защита каждой страной собственного достоинства и собственных интересов без покушения на интересы другой страны;

-подход к международным делам в соответствии с конкретикой без применения двойных стандартов;

-при столкновениях интересов и расхождений в политике умение решать проблемы путем равноправных консультаций.

Все вышеназванные специфические особенности проявляются в политическом взаимодоверии, экономической взаимодополняемости, во взаимопонимании в культурной сфере, взаимодействии в военной сфере и взаимных консультациях в дипломатической сфере.

6.Укрепление потенциала ШОС, в том числе на основе внутреннего сплочения (это касается взаимоотношений государств-членов ШОС), противодействия в отношении «трех сил зла» и всех проявлений внешних агрессивных и экспансионистских сил, притяжения в отношении соседних дружественных государств.

7.Поддержание расширения связей ШОС. Организация открыта всему миру, и ей нужно налаживать связи с другими многосторонними международными организациями: АТЭС, «Большой двадцаткой» и другими организациями, сохраняя баланс между конкуренцией и сотрудничеством.

8.Отпор попыткам исказить деятельность и состояние ШОС.

На международной арене ранее звучали голоса, твердившие об «упадке» ШОС. Так, когда Организация только появилась на свет, говорили, что она «задохнется». Когда разразились «цветные революции», говорили, что она «погибнет в колыбели». Но факты показали, что любые попытки принизить и сдержать ШОС – абсолютно бессильны. А что касается недостатков самой Организации, то это проблемы роста (совершенствования), которые требуют конкретного подхода.

9.Сохранять бдительность в отношении международных сил зла, которые пытаются подорвать ШОС.

В наше время среди неправительственных организаций (НПО) есть и злаки, и плевелы. Мы должны, понимая характер гражданского общества, сохраняя бдительность в отношении враждебных сил, которые взращивают и используют НПО в своих целях. И как сказал Президент России В.В. Путин, Запад не оставляет попыток использовать НПО для дискредитации российской власти и подрыва стабильности в стране. В заявлении МИД РФ (2015 г.) также указывается, что Россия высоко оценивает и поддерживает те организации, которые занимаются конструктивной и общественно полезной деятельностью. Но мы никогда не потерпим, чтобы зарубежные структуры их направляли и открыто вмешивались во внутренние дела нашей страны.

10.Учитывать, что своим появлением и развитием ШОС обязана прозорливости наших лидеров и их искреннему сотрудничеству. Направление развития ШОС, формы и темпы ее развития будут определяться реальными потребностями стран-членов Организации и изменениями объективной обстановки. Гражданское общество должно стать поддерживающей силой ШОС, а народная дипломатия – дополнением к государственной дипломатии. Если гражданское общество и народная дипломатия будут идти в русле определенных правил и проявлять креативность, то смогут сыграть уникальную роль в поддержке ШОС и оказать помощь ее развитию.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Мнение «Kazanalytics» об аналитической статье «Роль Афганистана в сценариях развития Центральной Азии. Почему для Казахстана важен прагматический подход к развитию отношений с этой страной?»

Экспертное сообщество казахстанского аналитический портала «Kazanalytics» обратили внимание на материал опубликованный «Центром анализа и прогнозирования Открытый мир» под заголовком «Роль Афганистана в сценариях...

О некоторых аспектах участия стран ЦАР в инициативе «Цифровой шелковый путь»

Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) – масштабная и амбициозная стратегия, предложенная Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Эта инициатива направлена на укрепление экономической интеграции и...

Приоритет для Афганистана: безопасность, ликвидация голода или гендерная интеграция?

По мотивам доклада Специальной оценочной миссии ООН по Афганистану В последнее время в экспертной среде активно обсуждается доклад координатора Специальной оценочной миссии ООН по Афганистану Феридуна...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока