KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

5 причин, по которым Армения именно сейчас прибегла к военной провокации

5 причин, по которым Армения именно сейчас прибегла к военной провокации

21.07.2020

12 июля 2020 года вооруженные силы Армении совершили провокационное нападение на Товузский район Азербайджана – государственную границу между Азербайджаном и Арменией. После этого происшествия армянская сторона постоянно пытается еще более обострить ситуацию, непрерывно обстреливая как военные, так и гражданские объекты, в результате чего 12 военнослужащих и 1 гражданское лицо были убиты.

Помимо того, что недавние стычки стали самыми жестокими столкновениями между сторонами за последние 4 года, существует ряд обстоятельств, отличающих его от других аналогичных случаев.

В этой статье я хотел бы представить читателям 5 аргументов, которые могли бы помочь лучше понять причины, стоящие за выбором времени и направления этой армянской провокации.

1) Создание нового очага конфликта, еще более усложняющего установление мира, и сохранение статус-кво.

Самый важный факт, отличающий эту армянскую провокацию от многочисленных других, совершенных за последние десятилетия, заключается в том, что Товузский район Азербайджана расположен далеко от линии соприкосновения – на северо-западе страны, в нескольких сотнях километров от оккупированного Нагорно-Карабахского региона.

Довольно легко увидеть, что этим Армения пытается расширить географию столкновений с Азербайджаном, демонстрируя свое абсолютное нежелание вступать в конструктивные мирные переговоры с азербайджанской стороной даже несмотря на соответствующие резолюции и требования международного сообщества, в том числе Совета Безопасности ООН, Генеральной Ассамблеи ООН, Европейского парламента, Совета Европы, ОБСЕ, НАТО, Движения неприсоединения, Организации исламского сотрудничества и др.

Правительство Армении неоднократно заявляло о своих намерениях и далее продолжать конфронтацию с Азербайджаном, включая печально известное заявление министра обороны Армении Давида Тонояна о «новой войне за новые территории», а также недавние т.н. «выборы» и карикатурную «инаугурацию», организованные в оккупированном Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана.

В целом это можно рассматривать как проявление пренебрежения и открытого неприятия норм и принципов международного права Арменией, преследующей свои экспансионистские цели.

2) Преднамеренная попытка создать угрозу межконтинентальным нефтегазопроводам, а также другим экономическим инфраструктурам стратегической значимости.

Здесь мы видим очевидный пример армянской провокации. Будучи изолированной из-за своей оккупационной политики от участия в каких-либо крупных региональных проектах, армянская сторона решает предпринять эгоистическую и деструктивную попытку создать препятствия для нормального функционирования энергетических и транспортных линий, в том числе соединяющую Азию и Европу железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс, именуемую «Железным Шелковым путем», нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, а также Южно-Кавказский трубопровод Азербайджана, по которому природный газ доставляется в трубопроводы TAP и TANAP, снабжающие Европу альтернативными энергетическими ресурсами. Следует также отметить, что уже через несколько месяцев ожидается, что первый азербайджанский природный газ будет доставлен в Италию посредством газопровода ТАР.

Теперь становится ясно, почему Армения и ее сторонники на этот раз нацелились на Товузский регион – с целью захвата стратегических высот для получения контроля над регионом, а также проходящими через него транспортными и энергетическими коридорами и создания угрозы для их функционирования.

3) Выдвижение ложных обвинений в адрес Азербайджана в проведении широкомасштабных наступательных операций, что могло бы создать необходимые условия для официального обращения Армении в ОДКБ.

Неоспорим тот факт, что в случае, если бы недавние события произошли в оккупированном Нагорном Карабахе, международно признанной территории Азербайджана, Армения не имела бы никакого законного права даже рассматривать возможности обращения за соответствующей поддержкой в Организацию Договора о коллективной безопасности, ведомой Российской Федерацией, в соответствии с ее Уставом.

Сменив направление атак и озвучив фальсифицированные заявления об «агрессивных военных операциях» Азербайджана на армянских территориях, Армения надеялась добиться прямого вмешательства ОДКБ. Однако эту цель не удалось осуществить.

Очевидно, что необоснованные обвинения армянского руководства о мнимом «нападении» Азербайджана на их страну не нашли достаточного количества сторонников в ОДКБ, и экстренное заседание данной организации по ситуации на армяно-азербайджанской границе было отменено. Таким образом, грязная и опасная политическая игра Армении была предотвращена рациональным подходом стран-участников ОДКБ.

Это был еще один крупный дипломатический провал Армении, которая еще больше дискредитировала себя как государство, злоупотребляющее доверием и мандатом международных организаций.

4) Отвлечение местного населения от многочисленных внутренних проблем в Армении.

Неудачи премьер-министра Никола Пашиняна, пришедшего к власти как воплощение грез о демократии и благополучии армянского народа, которым более 20 лет управлял коррумпированный режим военной хунты, снизили его популярность среди широкой общественности даже быстрее, чем он получил эту популярность почти 2 года назад.

В данный момент Армения находится в состоянии глубокого социально-экономического и политического кризиса. Меры, принимаемые для борьбы с пандемией COVID-19, не дают ощутимых результатов, поскольку случаи заражения растут с каждым днем. Наряду с этим, чтобы укрепить свои позиции, режим Пашиняна прибегает к неконституционным и репрессивным методам против своих политических соперников и депутатов парламента, осуществляя уголовное преследование и проводя массовые аресты, а также узурпировав все 3 ветви государственной власти.

На самом деле Пашинян уже создал революционную диктатуру в Армении. По этой причине, правительство Армении столкнулось с огромным общественным недовольством и беспорядками непосредственно перед недавней эскалацией. В такой опасной ситуации попытка объединить народ Армении вокруг идеи «борьбы с внешним врагом» была едва ли не единственным оставшимся вариантом для правительства Пашиняна для спасения власти.

Но следует отметить, что недавние события оказали отрезвляющее воздействие на армянское население и не принесли ожидаемых результатов для премьер-министра Армении, так как число жертв и уровень общего разочарования общественности постоянно растут.

5) Попытка подорвать инициативу Азербайджана о созыве специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной борьбе с пандемией коронавируса.

В то время как весь мир пытается найти успешный выход из кризиса COVID 19, Армения совершает нападение на соседнюю страну, создавая серьезную угрозу региональной стабильности в столь хрупкое время. Таким образом, военные провокации Армении против Азербайджана еще раз доказывают, что заявления Армении в поддержку глобального призыва Генерального секретаря ООН к прекращению огня в связи с COVID-19 являются ничем иным, как проявлением лицемерия.

Как известно, Генеральная Ассамблея ООН решила провести свою специальную сессию для обсуждения возможностей осуществления коллективных мер против COVID-19 по инициативе Президента Азербайджанской Республики и председателя Движения неприсоединения Ильхама Алиева, которую поддержали более 130 стран, кроме Армении.

Повестка сессии уже согласована и в данный момент завершаются технические подготовки к онлайн-встрече глав государств и правительств.

Не случайно, что Армения была единственной страной, которая выступила против инициативы созыва специальной сессии ГА ООН. Этим Армения еще раз доказала, что ее необоснованные политические амбиции имеют для этой страны более высокий приоритет, чем глобальная солидарность и многосторонняя дипломатия в борьбе с реальной угрозой. Поэтому Армения начала совершать провокации вдоль государственной границы, чтобы изменить повестку Азербайджана и затруднить процесс подготовки к специальной сессии.

Пять вышеупомянутых фактов – лишь небольшая часть более широкой картины политики Армении, основанной на агрессивной территориальной экспансии и грубых нарушениях всех международных правовых норм и принципов. Между тем даже этого краткого обзора достаточно, чтобы понять, что правительство Армении несет полную ответственность за недавние провокационные нападения.

В заключение я хотел бы напомнить читателям, что в течение почти трех десятилетий Армения незаконно удерживает под оккупацией Нагорно-Карабахский регион и семь прилегающих к нему районов Азербайджанской Республики – Лачин, Кельбаджар, Агдам, Физули, Джебраил, Губадлы и Зангелан, в результате чего более 1 миллиона азербайджанцев стали вынужденными переселенцами.

Несмотря на соответствующие резолюции № 822 (1993), 853 (1993), 874 (1993) и 884 (1993) Совета Безопасности ООН, требующие незамедлительного, полного и безоговорочного вывода оккупационных войск Армении со всех оккупированных территорий Азербайджана, Армения продолжает игнорировать требования международного сообщества.

Автор: Азай Гулиев, Депутат Парламента Азербайджанской Республики, Глава делегации Азербайджана в Парламентской Ассамблее ОБСЕ, Вице-президент ПА ОБСЕ

Оставьте свой комментарий к статье:

Рекомендуем прочитать

Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана

КАЗАХСТАН В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЙ Құрметті отандастар! Құрметті Парламент палаталарының төрағалары, депутаттар, Үкімет мүшелері! Парламенттің кезекті сессиясының жұмысы күрделі кезеңде басталып...

Әзірбайжан Республикасының Қазақстандағы Төтенше және Өкілетті Елшісі Рашад Мамадовтың сұхбаты

- 27 сәуірден бастап Қарабақта ұрыс қимылдары қайта басталды, тараптар бір-бірін атысты тоқтату режимінде айыптауды жалғастыруда. Бұл туралы Әзірбайжанның ұстанымы қандай? - Ең алдымен, мен бұл қақтығыстың...

О международных партнерах Центра Н.Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога

В свете современной и мультивекторной политике Первого Президента РК – Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, Нур-Султан с 2003 года стал признанной мировой столицей диалога религий в формате Съезда лидеров...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока